Новости

19 октября 2013 г.
Пенсионный законопроект внесен в Госдуму
18 октября 2013 г.
Приобрести производителя смартфонов BlackBerry хочет Lenovo
18 октября 2013 г.
Медведев: Россия сохранила "макроэкономические преимущества"
18 октября 2013 г.
Чемпионат мира по футболу в 2018 году будет стоить 600 млрд рублей
18 октября 2013 г.
Шойгу обвинил поставщиков, судящихся с Минобороны, в попытках получить деньги за неоказанные услуги
18 октября 2013 г.
Эксперты предсказали Германии экономический рост и посоветовали не повышать налоги
18 октября 2013 г.
Yukos Capital отсудил у "Роснефти" 186 млн долларов в американском суде
18 октября 2013 г.
Росимущество оценит активность и посещаемость членов советов директоров госкомпаний
18 октября 2013 г.
Первая масштабная оценка кредитной нагрузки на россиян показала: бедные платят больше всех
18 октября 2013 г.
Пенсионная реформа: россиянам сулят большие выплаты, но получить их будет сложно. Уже готовятся иски к государству
17 октября 2013 г.
Правительство одобрило пенсионную реформу: новыми правами полноценно воспользуются те, кто начнет работать в 2015 году
17 октября 2013 г.
Иностранным брокерам запретят рекламировать свои услуги в России
17 октября 2013 г.
ФОМ: россияне устали от инфляции, отсутствия роста доходов и от неопределенности
17 октября 2013 г.
Итальянцы и французы помогут Украине добывать нефть и газ на шельфе Черного моря
17 октября 2013 г.
Евросоюз хочет брать с авиакомпаний "плату за выхлоп" уже с 2014 года
17 октября 2013 г.
Россия частично сняла запрет на ввоз изделий из белорусской свинины
17 октября 2013 г.
Агентство по страхованию вкладов беспокоит массовый отзыв лицензий у банков

Конкурентоспособность российского производителя

публикации Экономика

Для каждого из производителей того или иного товара главным и важным фактором – кроме самого товара, естественно, — является конкурентоспособность, причём конкурентность не только внутри своей страны и между «соотечественниками», но и среди иностранных игроков рынка. При этом с каждым годом появляется всё большее количество иностранных компаний-конкурентов, среди которых российскому производителю, пожалуй, очень легко затеряться. Поэтому в статье и будет затронута тема по поводу того, какой необходимо предпринять российским компаниям курс, и в какую сторону двигаться лучше и выгоднее, чтобы повысить свою международную конкурентоспособность.

Конкуренция сама по себе – это существенная черта любого вида деятельности без исключения, в которой может происходить столкновение интересов, причём в особой ценности у общества находится конкуренция не дикая или стихийная, а регламентированная специальными правилами и нормами, то есть законодательством. И в основу конкуренции входит:

— идентификация конкурентов и ранжирование их по степени важности;
— разведка и мониторинг всевозможных конкурентов и конкурентный бенчмаркинг;
— сегментирование и позиционирование;
— защита от воздействия конкурентов;
— приёмы и стратегии конкурентной борьбы.

Что касается идентификации конкурентов, то это требует особого подхода, и не стоит думать о том, что это очень просто. Так, например, фирма, которая производит ноутбуки в своём, так сказать, арсенале будет иметь в конкурентах не только фирмы, производящие такой же товар, но и аналогичный этому, то есть нетбуки, персональные компьютеры, планшетные компьютеры, карманные ПК и так далее. Поэтому и так актуальна проблема идентифицирования своих явных и неявных конкурентов, которых необходимо ранжировать по степени важности, начиная с самого главного. Ну а уже дальше становится актуальной задача направления работы с ними. Для тех конкурентов, которые имеют высокую возможность своего влияния и высокая в них заинтересованность – необходимо разработать отдельный конкретный план. Ну а уже конкуренты, которые получились в самом конце списка – для них можно определить лишь бдительное внимание, и всё. Под особое слежение должны попасть конкуренты, в которых есть высокая степень заинтересованности, но очень низкая возможность влияния. А под пристальным вниманием должны быть: цена, маркетинговые ходы, доля рынка, рекламные мероприятия, перемещение и назначение всех ключевых лиц, и тому подобная деятельность любого из конкурентов.

Конкурентный бенчмаркинг – или, иначе, сравнение с конкурентами – это сравнение и собственных показателей, и операций, и бизнес-процессов.

Чтобы достичь и, главное, удержать конкурентные преимущества очень длительное время, необходимо иметь не просто высочайшую операционную эффективность, но нужна также продуманное стратегическое развитие отличительных качеств фирмы перед другими и развитие уникальной компетентности. А этому, в свою очередь, способствует в большей степени выделение всех сегментов основной деятельности фирмы и её позиционирование на них. Если говорить о российском рынке, то вполне можно обойтись и двумя параметрами сегментации, однако на международном рынке данная задача стоит намного острее и, значит, параметров сегментации должно быть намного больше. При этом не вполне достаточно выбрать просто несколько сегментов и позиционироваться на них, для конкурентного преимущества также нужны огромные инвестиции для создания бренда.

Что же касается самих факторов сегментации, то они таковы: географический, демографический, поведенческий, экономический, социальный, психологический, профессиональный, культурологический, мировоззренческий, и так далее.

Конкуренцию иногда вполне можно назвать конкурентной войной, в ход которой идут абсолютно любые средства. Спектр воздействия на конкурентов при этом может быть широчайшим, начиная от банальных высказываний без каких бы то ни было последствий, заканчивая серьезными ударами, которые могут в ряде случаев стать сокрушительными для компании. Среди излюбленных приёмов можно отметить конфликты внутри самой компании. Поэтому, чтобы от этого защититься, не лишним было бы знать основные причины конфликтных ситуаций, чтобы от них можно было не просто защититься, а лучше всего – предотвратить:

— несправедливое либо же неправильное ресурсное распределение;
— различие целей;
— неясные или нечёткие поставленные перед сотрудниками задачи;
— различие в представлении ценностей между членами групп и коллектива;
— разное в стилях и манерах поведения руководства;
— проблемы возрастов, то есть «детей и родителей»;
— проблемы полов;
— проблемы национального и этнического характеров;
— проблемы в разности уровней культуры и образования;
— плохая коммуникация;
— неправильная ориентация на задачи либо человека руководителей;
— недогрузка либо перегрузка, то есть организационные факторы;
— факторы ролей – их конфликтность и неопределённость;
— нечёткость процедур, плохой контроль и учёт либо полное их отсутствие.

У любой компании во время составления плана по конкурентной стратегии важной целью является достижение превосходства и получение долгосрочного конкурентного преимущества. Выбором в ту или иную сторону может стать множественность факторов – это и общая ситуация в данной отрасли, текущая позиция компании, её миссия, виды конкуренции, и так далее. Если такую стратегию представить в виде матрицы, то сегментным потенциалом должны быть денежный поток, прибыль, ёмкость рынка, а конкурентоспособностью – преимущества по всем ключевым факторам успехов.
Стоит тут же оговориться о том, что работа с конкурентами заключается не только в борьбе, что встречается наиболее часто, а как раз-таки в сотрудничестве, что встречается, к сожалению, очень редко у российских компаний, и достаточно часто среди иностранных производителей и компаний.

К стратегии по работе с конкурентами можно отнести следующее:

— локализация конкурентов от объекта либо объекта от конкурентов;
— увеличение собственной конкурентоспособности;
— уменьшение конкурентоспособности всевозможных конкурентов;
— комбинирование всех ранее описанных стратегий.

Траутом и Ривкиным были разработаны четыре стратегии конкурентности:

— наступательное действие;
— оборонительное действие;
— партизанская война;
— фланговая атака.

Котлер же предложил шесть типов по стратегии наступления:

— достичь конкурента и намного превзойти его;
— использовать у конкурента все его слабые стороны;
— одновременно вести наступление по нескольким фронтам;
— захватить все пока что пустующие пространства;
— упреждающие удары;
— партизанская война.

Вообще по идеи в большинстве случаев руководители отделов продаж не отслеживают в полной мере, как и насколько работает разработанная ими компания по продвижению товара. Стоит тут же оговориться, что торговые представители и продавцы для этих руководителей – не основной источник для проверки конкурентных преимуществ товара.

Если обратиться непосредственно к конкурентным преимуществам, то их условно, естественно, можно разделить примерно на три группы:

— первое – это инструменты компании. И к этим инструментам относятся всевозможные рекламные и маркетинговые ходы, и они создаются либо самим производителем, либо же фирмой-продавцом;
— второе – это инструменты продавцов. И здесь всё зависит от коммуникативной, личностной и профессиональной компетентности продавца;
— третье – это те самые конкурентные преимущества. И данное название совмещает в себе деятельность, как компаний, так и продавцов.

Стоит подчеркнуть, что конкурентные преимущества создаются только производителем, а не продавцом. Конкурентное преимущество:

— это разница между сознаниями производителя и его конкурента или конкурентов;
— это различие в конкретике и в реальности предложения между конкурирующими компаниями;
— это чёткость ориентиров для клиента, и правдивый компас, ведущий большое количество клиентов;
— это невозможность для клиента ставить выбор между компаниями;
— это невозможность альтернативного выбора клиентом.

Что же касается критерий, которые качественным и положительным образом влияют на конкурентные преимущества любого предприятия или товара, то они таковы:

— конкретность. То есть в данном плане необходимы конкретные ответы на вопросы: что позиционирует фирма? Какие характеристики и параметры?
— авторство. Здесь это выглядит в виде: «нами было проведено исследование…» или «журнал N считает…», и так далее;
— доказательность. Причём она должна быть в виде цифр, фактов и деталей;
— измеряемость. Это опять-таки ответ на вопрос – что подлежит измерению, что позиционируется в сознании покупателей в данный момент времени?
— проверяемость. То есть, это возможность проверить клиентом всю информацию, касаемую товара. Причём доверие к компании пропорционально доступности этой информации;
— определённость в параметрах для сравнения. То есть, функция сравнения моделей товара по определенным функциям;
— указание адресата. То есть, указание в том, для кого данный товар будет полезен, или кому он действительно необходим.

То есть, если подводить итог вышесказанному, то конкурентные преимущества – это правда либо о товаре, либо о фирме, или о том и о другом сразу. Причём правда, которая подтверждается цифрами и фактами, выделяющими, подчёркивающими и доказывающими разницу в выборе той или иной фирмы по конкретным характеристикам и параметрам для сравнения с другими объектами, и которая легко проверяется.

И если целью конкурентной стратегии — являются конкурентные преимущества в их долгосрочной перспективе, то целью приёмов конкуренции являются конкурентные преимущества в их среднесрочном периоде, что для некоторых фирм и компании может являться достаточно весомым показателем.

И среди всех приёмов в конкурентной борьбе можно выделить такие, как:

— постоянно делать атаки в одни и те же самые слабые места конкурентов;
— для достижения большего жертвовать меньшим;
— делать видимость наступления, отступая, и наоборот, делать видимость отступления, нападая;
— создавать коалицию без участия конкурентов;
— создавать временную коалицию с конкурентами;
— избегать борьбы с конкурентами;
— сконцентрировать всю свою мощь для того, чтобы ударить по самому узкому месту у конкурента;
— соглашаться на компромиссы;
— искать любые взаимовыгодные решения;
— заключать контракт с конкурентами;
— расширять либо сужать осведомлённость;
— создавать конкуренту негативный имидж;
— искусственно создавать провокационные ситуации, которые бы в полной мере показывали все слабые и негативные стороны конкурента;
— никоим образом не давать возможности для конкурента проявить свои сильные стороны.

Есть ещё одна тактика в конкурентной борьбе – это стратагемы, которые иначе можно назвать «стратегические схемы». Однако они имеют свои минусы, поскольку не всегда они применимы в повышении конкурентоспособности из-за того, что могут не отвечать современным принципам этики, а также этике бизнеса. Однако одним из плюсов можно считать то, что свою эффективность они будут иметь в тех странах, где достаточно слабо развита культура.

В конце хочется привести пример такой маленькой страны, как Швейцария. В ней острая конкурентность внутри самой страны между тремя фармацевтическими компаниями – «Сиба-Гейги», «Хоффман-Ларош», «Сандоз» – стала мощнейшим стимулом для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке данной отрасли, и иметь свои конкурентные преимущества.

Поэтому выбора очень много, и по какой дороге достижения преимуществ конкурентности пойдёт каждая из фирм – решать только руководству данной фирмы и прямая задача маркетологов. Самое главное, что может выбить почву из-под ног даже самого главного для вас конкурента – это доверие внутри фирмы, внутри самого коллектива. Всё же остальное – преодолимо.

Другие публикации

15.04.2012, 1073 просмотра.


Яндекс.Метрика